первые duty free в зале выдачи багажа

В крупнейшем российском аэропорту Шереметьево к Чемпионату мира по футболу 2018 года должны открыться первые в России магазины беспошлинной торговли (Duty Free) в зонах выдачи багажа. Сейчас они размещаются исключительно в зонах вылета. Новация станет возможной благодаря изменениям законодательства ЕАЭС с 1 января. По мнению экспертов, опыт Шереметьево будет достаточно быстро растиражирован в других крупных воздушных гаванях страны.

Изменения таможенного кодекса ЕАЭС

В нюансах таможенного и валютного регулирования и контроля разбирались нижегородские экономисты, юристы, бизнесмены, представители предприятий, которые ориентированы на экспорт продукции. Для них в Торгово промышленной палате Нижегородской области организовали практическую конференцию. Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза вступит в силу уже 1 января 2018 года.

Решение ЕЭК от 23.06.2017 №41

С 01.09.2017 изменились ввозные пошлины на некоторые товары!!! Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. №41 "Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа"

25.09.2017
Таможенный кодекс ЕАЭС порадует не всех

С выходом Таможенного кодекса ЕАЭС бизнес получит расширенные возможности авторегистрации и автовыпуска деклараций, инспектора будут использовать предварительную информацию о товарах для принятия юридически значимых решений, сама она будет приравниваться к электронному документу, а документы будут подаваться однократно. Кроме того, декларации можно будет подавать без сопровождения документами, на основании которых она заполнена.

В основном на эти аспекты нового кодекса указывают представители таможенных органов на публичных мероприятиях. Накануне участники ВЭД имели возможность задать таможенникам вопросы, волнующие немалое количество представителей околотаможенного бизнеса. 21 сентября в рамках выставки «Российский промышленник» АНП «Содействие развитию ВЭД» организовало конференцию с участием высокопоставленных чиновников из ФТС и предпринимателей.
Одним из наиболее содержательных выступлений стала речь заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС Владислава Новикова, который затем участливо ответил на вопросы из зала.

«Возможно, то, что декларация не сопровождается предоставлением документов, звучит немного революционно, − предположил Владислав Новиков. − Инспекторскому составу на первых порах будет сложно принимать декларацию без документов, на основании которых она заполнена. Но задача Федеральной таможенной службы в том, чтобы поменять ментальность инспекторского состава за короткий срок, чтобы произошла переориентация работы. В первую очередь в походах к таможенному контролю, контролировать не все подряд. Все, кто держал в руках декларацию, кто имел личную номерную печать, прекрасно знают, какую декларацию и какого участника ВЭД контролировать нужно, а кого можно выпускать спокойно, у кого в декларации максимум одна-две запятые пропущены».

СВХ придется ужиматься

«Сейчас у нас 22% нерисковых экспортных поставок выпускаются автоматически. Концепцией развития таможенных органов до 2020 ставится целью доля в 80%. Реализуемость этой задачи зависит не только от таможни, но и от бизнеса − насколько он будет соответствовать тем требованиям, которые к нему предъявляются», − отметил замначальника ГУОТОиТК ФТС. Чем вызвал резонный вопрос.

«Мы идем к тому, что к 2020 году 80% товаров будет выпускаться автоматически, уменьшится количество досмотров и так далее. Потребности в СВХ будут падать? Будет больше и больше товаров оформляться в зонах таможенного контроля. Бизнес должен ориентироваться на что? Товары не будут заходить на СВХ, надо их плавненько уменьшать?» - озвучил опасения директор ООО «Восточные рубежи» Сергей Шагунов.

«Не хочу, чтобы вы восприняли мой ответ как руководство к действию, как бизнес-план, − предупредил Владислав Новиков. − Оценивать вам. Определенные бизнес-инструменты в околотаможенной сфере будут нивелироваться. В частности и такие, как СВХ. Не в том объеме и не в том количестве эти услуги будут востребованы, исходя из развития института уполномоченных экономических операторов, исходя из расширения возможностей автовыпуска деклараций.
К сожалению, некоторые институциональные ветви будут отмирать. Некоторые будут расти. Я вижу, что очень востребованной остается эффективная работа таможенных представителей, качественная, грамотная, отвечающая сегодняшним потребностям, умеющих работать на стыке законодательств, логистики.
Наверно, в самую последнюю очередь это нивелирование коснется приграничных терминалов. От формальностей на границе мы никуда не денемся».

Сокращение таможенных инспекторов неизбежно

Не только держатели складов могут оказаться в стороне благодаря использованию все новых и новых инструментов. Таможенники тоже в зоне риска.

«Мы видим, что тенденции таковы, что всё идет к автоматической регистрации, автовыпуску. Ясно, что всё ведет к тому, что будут сокращать сотрудников таможенных органов, тех, кто на местах выполняет работу. Последнее время количество нештатных ситуаций, сбоев, торможения системы колоссально. Вы озвучили, что если будут такие сбои, то таможенный орган будет принимать документацию в бумажном виде. Но кто её будет принимать, если на местах сокращают оформителей?» − озвучила опасения представитель АО ОЭЗ ППТ «Липецк» Юлия Сазонова.

«У нас большое количество информации, в том числе фотографии, нам требуется идентификация товара, таможенный орган – в частности, Липецкая таможня – сталкивается с тем, что система не готова принять такое количество бумаг. Оформителей в этом органе 3-4, а количество резидентов не уменьшается», − обозначила проблему она.

«Да, вы правы. Любая автоматизация приводит к объективному уменьшению людей, необходимых для работы. Относительно подачи документов на бумажных носителях – это исключение. Да, такая возможность осталось в Кодексе, и хорошо, что оно есть, ворота не закрылись. Можно не ждать, пока система восстановится в случае сбоя, а предоставить документы на бумаге. Например, это для тех, кто работает со скоропортящимися товарами, актуально», − ответил представитель ФТС.

«А что касается вашей работы – это связано с малой численностью поста, который администрирует зону. На вашем месте я бы включил этот вопрос в выступление на ближайшей коллегии и Сергею Прусову (начальник ЦТУ – прим. ред.) обозначил бы, что, на ваш взгляд, количество людей в таможенном органе не адекватно тем задачам, которые выполняются», − порекомендовал он.

«Работа по сокращению бумажного оборота будет идти. Другое дело, что система не всегда справляется. Но опять же, это процесс, он не может быть нединамичным. Идет освоение технологий, накопление баз данных, обработка этих баз данных. К сожалению, сейчас есть определенные проблемы с финансированием этих работ.

Тем не менее, от тенденции никуда не уйдем. И потребность в инспекторах для проведения фактического контроля остается. Я далек от мысли, что всё уйдет в электронику и 5-10 инспекторов останется на всю Россию. От фактического контроля мы всё равно не уйдем – такова таможенная специфика», − заключил Владислав Новиков.

Клеить стикеры EAC на СВХ не дадут

Вопрос маркировки ЕАС поднимается представителями бизнеса постоянно. Таможня требует, чтобы товар приходил в Россию с уже нанесенной маркировкой. Участники ВЭД стоят на том, чтобы маркировать товар можно было на территории СВХ. Почему этого делать нельзя у Андрея Рязанова, первого заместителя начальника управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС, поинтересовался Александр Мякота, советник председателя правления АНП «Содействие развитию ВЭД».

«Позиция ФТС в этом вопросе однозначна. Что написано пером, то пером пусть и переписывается. Трудность в чем? Оценка соответствия товара техническому регламенту должна быть сделана до выпуска товара. Действия, связанные с нанесением маркировки, также относятся к обязательным процедурам оценки соответствия. На СВХ нельзя делать ничего, кроме определенных простейших операций.

Маркировка товара, сопровождающегося сертификатом типа B, где заявителем указан изготовитель продукции, должна быть завершена на производстве изготовителя. Иных вариантов здесь нет. Есть определенные варианты, связанные с маркировкой продукции, которая сопровождается декларациями соответствия типа А. В данном случае есть ситуации, при которых возможно нанесение маркировки единым знаком обращения продукции после пересечения таможенной границы до выпуска товара в обращение.

Совершение таких операций на СВХ невозможно. На СВХ помещается товар, который ограничен для обращения на территории ЕАЭС, и с СВХ не может выйти товар, который уже разрешен к обращению», − так завершил ответ представитель ФТС.

А Валерий Селезнев, начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС, в своем выступлении поведал о трудностях борьбы с фирмами-однодневками, указав, что, даже если как гражданин видит нарушения, обойти определённую законодательством процедуру и взять нерадивых предпринимателей за горло – нельзя.

«Как гражданин и человек я вижу нарушения, но у меня есть закон и я работаю в рамках этого закона. И наши действия очень внимательно отслеживаются прокуратурой. Если бы некоторые наши желания, совершенно справедливые, по щелчку вносились бы в законодательство, может, было бы проще бороться с уклонением от уплаты таможенных платежей. Зачастую элементарные вещи вносятся в кодекс, в наши законы довольно долго. Мы сейчас как таможенная служба работаем на «пятерку», − резюмировал Валерий Селезнев.